Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД № 30 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА"

официальный сайт МБДОУ "Детский сад № 30 комбинированного вида"

 624600, Свердловская область, город Алапаевск, улица Ф.Кабакова 24, тел.8(34346)2-76-03

 

Дети 3-4 лет

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

 

  

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психи­ческого развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка дан­ного возраста является потребность в общении, уважении, при­знании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — иг­ровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Восприятие. Ведущей познавательной функцией является вос­приятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень вели­ко, так как оно создает фундамент для развития мышления, спо­собствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему.

Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы пере­ключить его внимание с объекта на объект, часто требуется не­однократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребе­нок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его ус­тойчивость зависит от характера деятельности.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными.

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоми­нается то, что было связано с собственным движением.

Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимоза­висимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Дети могут срав­нивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаше, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отноше­ние общего к частному и частного к общему понимается ребен­ком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более разви­том мышлении.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребен­ка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действо­вать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать са­мостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают форми­роваться и проявляться.

Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуатив­ной и диалогической, но становится более сложной и разверну­той. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Изменяется словарный состав речи: присутствуют имена существительные, глаголы, прилагательные. Длина предложений увеличивается, появля­ются сложные предложения.

В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особен­ность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые пла­ны, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на сло­вах действия, которые опускает в реальности.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"